Цифровая фотография. Техника? Нет - искусство!

 

Цифровая фотография. Техника? Нет - искусство!




 

С появлением новой, теперь уже цифровой, возможности получения мгновенного изображения, снова возникает все тот же вопрос: современная фотография - это техника или искусство?
Вначале - немного истории… Как известно, официальная дата рождения фотографии – 7 января 1839 года. Уже тогда вопрос о документальности фотографии и, следовательно, ее ограниченного применения, обсуждался многими, в том числе и профессиональными художниками. Многие из них ни в коей мере не считали новый способ получения изображения искусством. “Да это интересно, иногда забавно, но ведь это все не то… “
“Практическое применение фотографии в науке, технике, журналистике, рекламе, ни у кого не вызывало и не вызывает никаких сомнений – это очевидно, но вот живописность – это что-то недоступное фотографии.” Но у многих это “официальное” мнение вызывало, мягко говоря, недоумение, ведь буквально с первых лет существования фотографии очевидными стали именно ее изобразительные возможности: образность, тонкая световая нюансировка и… живописность.
Фотоаппарат как технический инструмент, способный фиксировать быстро и, если надо, медленно текущие процессы, проще говоря - нашу жизнь, всегда привлекал к себе внимание многих, в том числе и профессиональных художников.
Попробуйте живописать березовую рощу за 10-20 минут, да еще в цветах и красках, традиционными инструментами художника-живописца! А вот фотоаппарат позволит это же сделать гораздо быстрее, фотоэскизов, в сравнении с живописными этюдами, будет больше, будут они разнообразнее, ведь с помощью фотографической оптики можно творить чудеса. Погода переменчива, а чарующие видения воздушны, неповторимы и скоротечны. То же можно сказать и о жанре ню. Представьте себе посиневшую от привычного нам квартирного холода натурщицу, которая должна в одной и той же позе битый час терпеть пока ее живописуют. А фото? Фотонаброски же делаются быстро, в большом количестве и с массой вариантов освещения, ракурсов, сменной оптики (иногда уникальной). Фотонабросками очень часто пользуются современные художники, ведь фотоаппарат – всего лишь инструмент, пусть даже технически сложный и высокотехнологичный!
Бездумно щелкать спусковой кнопкой и бездумно взмахивать кистью – суть одно и то же! Согласитесь! И вовсе дело не в том, что лучше живопись или фотография, а в духовности или без духовности продукта творческого труда.
Очень скоро, после того, как стало ясно, что фотография нужна, важна и широко доступна, всем вполне резонно захотелось как можно скорее увидеть результаты фотосъемки. Так и возникли фотоаппараты моментальной фотографии “Polaroid” (в CCCР – комплект “Момент”), имеющие свои недостатки – малую обойму, относительно высокую стоимость комплекта пластин и их малый размер    (6х6, 6х9, 10х10 см), но через несколько минут ожидания показывающие что получилось от очередного нажатия на спусковую кнопку.
В наше время произошло нечто сказочное: фотограф сидя перед неким чудом (что в быту именуется персональным компьютером) творит чудеса сканируя и обрабатывая старые и новые пленки. Ему совершенно все равно негатив это или слайд, фотопластина или карточка Polaroid’a – он творит, а значит он счастлив. Тут же фотопринтер распечатывает его шедевры. И Все это прямо на глазах к великой радости Автора.
Но ведь хочется еще скорее увидеть результат съемки. Без компьютера, без проявления пленки (как проявят – вопрос немаловажный), сканирования…
Да, друзья, говоря о вышеизложенном, я имею ввиду конечно же то, что предложил нам с вами очередной виток развития фотоснимающей техники – цифровой фотоаппарат.
И вновь, история повторяется!, появляется на свет божий казалось бы забытая тема: что лучше “пленка” или “цифра “ (помните? раньше сравнивали живопись и фотографию)? И опять приводятся, в виде аргумента своей правоты, какие-то таблицы и цифры, подтверждающие или опровергающие то или иное “компетентное” мнение. А ведь спор-то надуман и совершенно пуст – сотрясение атмосферы, не более.
Имея в руках новое техническое средство, инструмент, способный вызвать в вас сперва удивление, а потом и восторг от своего творчества – это ли не счастье!
Но… Появление новой, на первый взгляд, простой, понятной и доступной многим, фототехники, способной сразу показать результат, тут же что-то подправить или изменить, опять склоняет к ошибочному выводу о простоте профессии фотолюбителя. Честно говоря, можно быть профессиональным фотографом, но не быть любителем фотографии – фотолюбителем.
Как мне кажется, вы вправе оспорить этот тезис, и живопись, и фотография, и кино (кстати в кино произошел тот же “цифровой переворот “, хотя лучшие фильмы все-же снимают на пленку) имеют одну изобразительную основу. Возможно очень скоро мы будем иметь технику способную выдавать на гора объемные, звуковые, с шумом моря и запахом цветов иллюстрации. Возможно на них можно будет записать мысли и чувства…
Это так прекрасно, когда с помощью очередного технического чуда мы еще больше расширяем сферу своего влияния на окружающий нас мир. Но вот насколько это влияние будет духовным зависит только от нас.
Не важно каким изобразительным инструментом в данный момент вы воспользовались – кистью, фотоаппаратом или видеокамерой, важно ваше отношение к предмету внимания, ваше творческое начало.
Цифровой фотоаппарат имеет свой специфический изобразительный язык и, как мне кажется, очень скоро займет свою творческую изобразительную нишу.

 

 

 

Обновлен 22 июн 2012. Создан 29 сен 2009



Создан 13 янв 2014



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Студия Пикториальной Фотографии Сергея Селезнева